В Музей деревянного зодчества Витославлицы мы приехали жарким августовским днем. В тот день мы увидели и узнали очень много интересного про историю строительства домов на Руси.
Музей Витославлицы расположен под открытым небом и отрыт круглый год, но интереснее всего там побывать, конечно же, в теплые летние или весенние деньки. От Москвы добраться до музея деревянного зодчества Витославлицы очень просто. Всего надо проехать 510 км по Ленинградскому шоссе, не ехать по шикарной окружной, а поехать в Великий Новгород по плохонькой дороге. Далее добраться до моста Александа Невского через реку Волхов — он находится прямо около Новгородского Кремля, сделать полукруг почета вокруг Кремля и держать путь на Юрьевское шоссе. На карте музей обозначен как Парк имени 1100-летия Новгорода.
Музей деревянного зодчества Витославлицы находится в четырех километрах от Великого Новгорода. У нас довольно большой опыт путешествия по подобным музеям. Мы были в Эстонии в музее Рокка-аль-Маре, в Нижнем Новгороде в музее деревянного зодчества и еще в нескольких подобных местах.
Музей деревянного зодчества Витославлицы запомнился не только деревянными постройкам, но еще нетронутой природой вокруг. Там по-настоящему красиво вокруг. Или даже нереально красиво.
Птички поют, цветы растут.
Там есть музейная лисичка.
История новгородского музея деревянного зодчества Витославлицы берет свое начало в 1964 году. Однако строения на территории музея более старые. Дело в том что большую часть построек перевезли из других мест.
Все началось с деревянной Успенской церкви 1595 года в селе Курицко. Новгородский горисполком решил организовать заповедник на территории Орловской мызы близ Юрьева Монастыря, и в том же году по решению комиссии на основании приказа Министерства культуры РСФСР о сохранении памятников деревянного зодчества Успенская церковь была перенесена на территорию бывшей Орловской мызы.
Экскурсии
У подобных музеев были как сторонники, так и противники. Некоторые считали, что объекты деревянного зодчества должны оставаться на своих исконных местах. Но на практике, будучи разбросанными по разным, часто труднодоступным, деревням и, находясь под надзором разных ведомств, деревянные церкви и часовни разрушались, перестраивались, либо просто разбирались на дрова. Ну а о более простых постройках и говорить не приходится. Если бы не было принято решения собрать, представляющие ценность сооружения, в одном месте большая часть их была бы потеряна. Не было бы ни памятников, ни музея.
На территории новгородского музея деревянного зодчества были собраны многочисленные культовые памятники.
Например, Церковь рождества Богородицы 1539 года возведения.
Церковь Николы угодника ярусного типа – 1757 года.
Также там есть постройки попроще. Изба Марии Евдокимовой.
Название музею дало село Витославлицы, которое располагалось в этом месте с начала XII века. Это название перешло позже и на всю окружающую территорию.
Проектирование музея деревянного зодчества Витославлицы происходило одновременно с наполнением экспонатами. Сотрудники музея, историки и архитекторы постарались перенести на территорию музея не только здания, но и архитектуру, и планировку новгородских деревень. А в старых деревнях процветала так называемая «свобоная» планировка, то есть все строили как хочется. Не было четких улиц и проездов, кроме самых главных.
Однако, если присмотреться, и в кажущемся хаосе все постройки связывались в общую картину. Подход ко всем постройкам на территории усадеб был короткий и доступный. Все избы главными фасадами обращались на юг – что очень важно в северном климате с сорокаградусными морозами и снежными заносами. Обычно деревни располагались на берегах рек на возвышенных местах. На территории музея воспроизведена именно свободная планировка строений.
Аренда жилья
Большая часть деревень сейчас имеет уличную планировку. Часто деревни имеют всего одну улицу. Деревни застраивались постепенно. И сначала возникал одни ряд домов с окнами, направленными на юг. Затем позже застраивался и второй ряд, но он смотрел уже на север, таки дома были менее теплыми. Также деревни часто горели иногда полностью, что тоже вносило изменения в планировку деревень. В конце XVII века на планировку стали сильно влиять указы местных чиновников, которые требовали упорядоченной застройки. Впечатляют в музее и малые формы.
Деревянная ограда в музее Витославлицы. Она совсем не древняя. Но выглядит солидно.
Музей находится на полуострове. С одной стороны, река Волхов, с другой стороны разливное озеро Мячино. Виды вокруг очень красивые. Чуть позже, после посещения музея мы подъехали чуть поближе к знаменитому озеру Ильмень и нам удалось заснять просто сумасшедшую красоты этого северного озера.
Небо сливалось с водой как на море.
Даже не верится, то такие красоты могут существовать в природе. Еще неподалеку от Великого Новгорода находится поселок Старая Русса. Ее мы тоже посетили и понаблюдали за работой естественного фонтана минеральной воды. Очень рекомендую всем москвичам и питерцам совершить путешествие в Великий Новгород и окрестности.