Тур по Верхней Волге

Говоря об уникальности поездки, я нисколько не преувеличиваю. Передвигались мы на нескольких видах транспорта — железнодорожном, автомобильном и водном. При этом по железной дороге наш спец состав из двух вагонов, ранее отцепленных от Транссибирского экспресса «Россия», тянул не только привычный локомотив, но и… паровоз. В этом, собственно, и заключалась одна из главных изюминок нашей во многом экспериментальной поездки, разрешение на которую дал лично глава РЖД. Конечно, паровозы в туристический оборот введены уже довольно давно, но такая продолжительная экскурсия, как наша, да еще организованная на маршрутах двух железных дорог (Октябрьской и Московской), проводилась впервые. К слову сказать, этап подготовки этого тура занял более двух лет (РЖД — фирма консервативная).

Cтанции Бологое

И все получилось, как нельзя лучше, а неизбежные мелкие накладки не в счет. Итак, стартовав с Ленинградского вокзала в хвосте псковского экспресса, ночью мы оказались на легендарной станции Бологое. Здесь нас прицепили к паровозу «Серго Орджоникидзе» 1955 года выпуска (конструктор — П. М. Шарайко, масса — 90 тонн, мощность — 2000 лошадиных сил, скорость — 70 км/ч) и привезли на станцию Куженкино. Высадившись на окутанной предрассветным туманом станции в полпятого утра (!) и изрядно порадовав местных комаров, мы в темпе «аллегро» (поджимал жесткий график) осмотрели прекрасно сохранившийся ансамбль построек Бологое-Полоцкой железной дороги — стратегической магистрали, сооруженной в самом начале XX века по решению Генштаба для быстрого реагирования на угрозу с запада.

Тур-по-Верхней-Волге_1

Все здешние сооружения (деревянный вокзал, водонапорная башня, жилая казарма, линейное путевое здание, станционный клуб, ручные стрелки и стрелочные посты) находятся в хорошем, вполне работоспособном состоянии. Отмечу, что на сегодня железная дорога на участке Бологое–Великие Луки– Торжок — это самый целостный по содержанию и наполнению уникальными атрибутами железнодорожный «заповедник» в России. Интересно, что паровая тяга на этой линии продержалась вплоть до 1976 года.

Озеро Селигер

Два часа неторопливой езды от Куженкино — и мы в старинном городке Осташкове, на берегу знаменитого озера Селигер. Сам город, безусловно, очень интересен, но его затмевает Селигер — подлинная «жемчужина» российского северо-запада. Название озера на угорском диалекте означает примерно следующее: «чистая вода, изрезанные берега». Это весьма точное определение водоема площадью всего 280 квадратных километров, но с длиной береговой линии почти 600 километров.

Здесь много мысов, заводей, проток, больших и малых островов (на крупнейшем из них — Хачине — находится сразу 12 озер, а на них, в свою очередь, микроострова). Здесь раздолье для рыб (33 вида), земноводных, водоплавающих животных и водолюбивой дичи. Селигерскую воду можно пить и, конечно же, в ней можно (и нужно!) купаться, что многие из нас и сделали (а кое-кто даже помыл голову, поскольку в поезде, при всей комфортабельности наших «спецвагонов», душ все-таки не предусмотрен).

Первый день экскурсии был поистине «безразмерным» — начавшись с рассвета, он закончился далеко за полночь. Мы успели побывать в Осташковском краеведческом музее, забраться на колокольню, поесть знатной ухи и рыбных пирогов на рыбацкой заимке, отметить День России, искупаться, позагорать, потанцевать, дважды сплавать на теплоходе «Капитан Хоробрых» по Селигеру, но главное — посетить места, уникальные и по красоте, и по содержанию, и по энергетике. Это Нилова пустынь (Нило-Столобенский монастырь) и исток Волги в селе Волго-Верховье в 70 километрах от Осташкова.

Экскурсии

Торжок

Еще одна ночь в поезде, и следующие полдня мы провели в Торжке, живописно расположившемся на обоих берегах быстрой речки Тверцы. Этот город, как говорится, «на слуху» — он древний, хорошо известный, воспетый Пушкиным (Александр Сергеевич бывал здесь около 30 раз — то проездом из Петербурга в Москву, то в гостях, то по служебной надобности), некогда купеческий, очень зажиточный, да и сейчас не бедствующий и не обделенный вниманием почтенной публики. Помимо прочих красот и достопримечательностей, здесь расположен старейший в России Богоявленский монастырь, с которого и началось наше посещение Торжка. Ну а дальше, в уже привычном для этой поездки спринтерском темпе: обзорная экскурсия по городу, Воскресенская церковь, погост Прутня, могила возлюбленной Пушкина, Анны Петровны Керн (в девичестве — Полторацкой, во втором замужестве — Марковой-Виноградской), музей деревянной архитектуры под открытым небом «Василево».

Тур-по-Верхней-Волге_2

Потом снова поезд, 8 часов пути, и прибытие точно по расписанию в Москву, на Рижский вокзал — самый тихий, уютный и симпатичный из всех столичных вокзалов. В целом поездка заняла всего чуть более двух суток, а кажется, что путешествовали добрую неделю…

21 мая

Была ли эта статья полезной?

5 из 5 считают статью полезной

Рейтинг: 5.00